Яндекс.Метрика

28 августа 2011 г.

10 More Reasons Why Parents Should Not Send Their Kids to College (по-русски)

Итак, я хочу крепко пожать руку своим коллегам: Екатерине Смычёк, Тимофею Зуеву, Eollan и vankovalenko. Екатерина, Тимофей, было очень легко работать с вами (хотя знаю, что за этой легкостью стоит масса положительных качеств). Мне безумно везет в последнее время на людей, желаю удачи и вам!

Не могу не упомянуть также Дашу Юртаеву и Евгения Волкова: спасибо за ваши советы!



Ещё 10 причин, почему родители не должны посылать своих детей в вуз

Ладно, хорошего понемножку. В 2006 году я написал статью в The Financial Times о том, почему я не отправлю своих детей в университет. На эту тему я написал статьи для нескольких изданий (в том числе для AOL и Yahoo) и для одной из своих последних книг (не помню, для какой именно), а The Washington Post написала статью о моем мнении по этой теме.

Вот моя последняя статья о том, почему вам не стоит посылать своих детей в вуз.

Ненавижу признавать это, но я совершенно не переношу, когда кто-нибудь со мной не соглашается. Я предпочитаю полное и безоговорочное согласие со всеми моими заявлениями. Просыпаясь утром, я хочу открыть газету и увидеть огромный заголовок: «ДЖЕЙМС АЛТАЧЕР СНОВА БЫЛ ПРАВ!» — и цитаты в статьях типа: «Почему мы всегда такие тупые? Почему мы никогда не слушаем Джеймса с первого раза?» Может, когда я гуляю, мне хочется, чтобы люди бросали мне под ноги цветы, а нищие и бездомные подбегали ко мне и говорили: «Пусть я бездомный, но мне нравится, как вы мыслите. Если это возможно, разрешите дотронуться до вас?»


Но я не люблю, когда меня трогают, поэтому я остановлю его, достану блокнот, напишу несколько мудрых слов, вырву листок и протяну его бедняку.

Итак, меня беспокоит, когда люди крепко держатся за идею поступления в вуз, как будто это святая вода, которую Господь пролил на них в знак своего благословения. Серьезно, вы можете везде ходить и говорить: «Иисус никогда не существовал», — и люди будут кивать головами и говорить: «Хорошо, в Америке религиозная свобода, и то, что он сейчас сказал, нормально», — но если вы скажете: «Дети не должны учиться в университете», — это будет равносильно тому, что вы порвёте высшую, святую, божественную девственную плеву Американской религии.

Произнесите это ещё раз. Произнесите это громко и гордо: «Университет — это божественная девственная плева Американской религии».

Один человек написал на форуме Yahoo (где элита постит свои мысли):

«Правительство должно держать своих детей отдельно». Пожалуйста, лично для меня это было бы здорово. Может, я смогу навещать своих детей на каникулах в правительственных лагерях. Я слышал, что в Министерстве торговли есть много детских площадок, где могли бы играть мои дети. А на стены Госдепартамента проектируются 3D видеоигры, в которые будут играть будущие дети Челси Клинтон. Ну а до этого момента мои дети, забранные правительственными агентами, будут играть в эти игры. Когда дети Челси Клинтон подрастут, мои дети смогут присматривать за ними. Это помогло бы им заполнить свою адресную книгу на тот случай, если позже они захотят работать в хеджевых фондах или всемирно известном Государственном департаменте США.

Другой человек написал:

«Мистер Алтачер, учившийся в престижной школе Лиги Плюща, теперь хочет принижать всех вокруг, чтобы в собственных целях пользоваться их бедностью». Да, я согласен с этим. Мне нужно, чтобы все были менее образованы, чем я — тогда я смогу торчать от себя. Если вы не ходили в ту же школу, что и я, вы одназначно глупее меня. Когда я написал предыдущее предложение, я заметил орфографическую ошибку в слове «однозначно». Но я даже и не подумаю исправить это слово. Потому что в следующем издании американского словаря появится слово «однАзначно» с пометкой: «см. „однозначно“». Потому что так я живу.

Ладно, все эти разногласия с моей статьей весьма сомнительны. Я даже не придаю им особого значения, как и большинству всяких «списочных» блогов, которые так ненавидят люди. Но сейчас я всё равно создам такой блог. Кому какое дело?

Ещё 10 причин, почему родители не должны посылать своих детей в вуз

1. Все говорят: в университете дети социализируются. Да вы смеётесь надо мной? Тратить $100–200 тыс. в год только для того, чтобы мои дети научились находить друзей среди сверстников? Позвольте, я расскажу вам, как ваши ребята будут социализироваться в университете (и вы знаете, что это правда):

— Пусть ваш ребенок кладёт десятицентовую монетку в стеклянную банку всякий раз, как переспит с кем-нибудь на первом курсе. А со второго курса пусть каждый раз вынимает по 10 центов. Он никогда не опустошит эту банку. Хотя, может, я и преувеличиваю — мне сложно делать подобные подсчеты, опираясь на собственный опыт. Но предположим, что это будет первым шагом вашего ребенка к социализации в университете.

— Теперь пусть он проделает всё то же самое, только заменив слово «переспать» на «блевать». Это второй этап социализации.

— Вы также можете провести такой эксперимент с 10-центовой монетой (дайте своему ребенку много монет, прежде чем они скажут: «Хорошо, папа, увидимся ПОЗЖЕ!» — когда вы подбросите их до университета), но вместо «переспать» или «блевать» возьмите, к примеру, «занятия, которые я пропустил, когда занимался сексом или блевал».

2. Все говорят: в университете дети учатся думать. Этот аргумент привела мне Катрин Шульц, мой хороший друг и автор великолепной книги «Быть неправым» («Being Wrong»). Она уж точно лучше других знает, что неважно, насколько много вы думаете, что «думаете», — в большинстве случаев вы всё равно будете ошибаться. И кстати, неужели научиться думать действительно стоит несколько сотен тысяч долларов?

Я скорее считаю, что учиться в университете — это такой способ не учиться думать. Если хочешь научиться играть в теннис, то лучше всего пойти на корт и начать играть в теннис. Если мне хочется научиться ездить на машине, я лучше сяду за руль и поеду. Если я хочу узнать, как жить и как думать, то самым лучшим решением будет начать жить собственной жизнью и думать своей собственной головой, а не жить на деньги родителей и думать при помощи учителей, вкладывающих в меня мои же мысли. См. ниже, как я научился «думать».

В другом посте я напишу о «способах, которые помогут научиться думать».

3. Статистика показывает, что выпускники вузов зарабатывают больше тех, кто в них не учился. Каждый, кто так считает, провалил курс «Основы статистики» в университете. Дело в том, что здесь мы можем увидеть корреляцию, но не причинно-следственную связь. Начиная с нашего поколения (поколения X), почти каждый идёт в вуз — за исключением тех, кто с трудом закончил школу. Тогда, конечно, вполне логично, что целеустремленные люди зарабатывают больше, нежели нецелеустремленные.

Было бы гораздо полезнее взглянуть на результаты эксперимента, где из 2000 человек, поступивших в Гарвард 20 лет назад, случайным образом отобранную тысячу человек заставляют не поступать в университет. А потом, через 20 лет, посмотреть: кто из них заработал больше. Мне кажется, что та тысяча, что не пошла в Гарвард, заработает больше. Они были бы брошены в самостоятельное плавание намного раньше, и сэкономленные пять лет привели бы к огромному разрыву в результатах. (Я пишу о пяти годах, потому что именно столько в среднем занимает учеба в вузе. Не четыре, как кому-то кажется.)

4. Кто-то скажет: «Не всё упирается в деньги». Так, один мой замечательный читатель написал: «Я бы сказал, что подавляющее большинство людей не смотрит на университет как на инвестицию. Они идут туда, чтобы получить возможность попробовать себя в разных сферах, находясь в дружественной среде. Они идут туда, потому что есть специфическая профессия, которую они хотят освоить (к сожалению, подрабатывающие на выходных студенты редко становятся врачами). Они идут туда для тусовок и вечеринок на выходных. Они идут туда, потому что смысл жизни не в зарабатывании денег».

Сейчас, пожалуй, в первый раз за всё время написания этой статьи, а возможно и за всю историю моего блога, я ощущаю злость внутри себя. До чего же бессмысленное утверждение! Если вуз — это не вложение денег, тогда почему стоимость обучения в университете выросла на 1000%, в то время как здравоохранение подорожало на 700%, а инфляция повысилась на 300%? Вуз — это инвестиции, так как главы университетов убедили большую часть детей, что без вуза те не найдут работу. И они поднимают цены, зная, что будущие студенты будут вынуждены заплатить, не желая страдать от осознания упущенной возможности учиться в университете.

Читатель также написал: «Смысл жизни не в том, чтобы делать деньги». Я хочу поблагодарить его за эти слова. Иначе бы мне пришлось жить с мыслью, что цель всего моего существования — заколачивать бабло. Думаю, мой читатель имел в виду, что детям стоит читать книги по философии, литературе, искусству, истории и т. п., находясь в окружении, в котором эти вещи можно обсудить с друзьями и экспертами. Вот чем действительно полезно высшее образование.


5. Мой личный опыт. Я считаю себя вполне образованным человеком, так что позвольте мне поделиться собственным опытом.

Все время в вузе я потратил:

  • на знакомства и гулянки с девушками. Это было впервые в моей жизни, и я благодарен банкам, что они обеспечили меня достаточным количеством денег на все эти вещи. К счастью, жуткие неудачи и неловкие ситуации в этом деле не повлияли на мою дальнейшую жизнь.
  • на изучение алкоголя и иногда лёгких расслабляющих наркотиков. Всё это я тоже попробовал там впервые.
  • на огромное количество занятий по информатике. Ни одно из которых не помогло мне на моей первой настоящей работе. На самом деле, я очень плохо разбирался в компьютерах — даже после обучения компьютерным наукам в Корнелльском университете и после аспирантуры в области компьютерных наук в университете Карнеги-Меллона. На моей первой настоящей работе (телевизионный канал HBO) начальству пришлось отправить меня на двухмесячные курсы в телекоммуникационную компанию AT&T, чтобы я узнал, как на самом деле используются компьютеры в реальном мире. Моя первая задача в компании HBO была «подключить к интернету» компьютер, который мне дали. Всё закончилось тем, что я испортил компьютер так, что его пришлось выбросить. Вдобавок я стёр на нем весь архив электронной почты. Я думал, что меня уволят, но вместо этого они просто сослали меня на два месяца. Как мне потом объяснили, единственный способ добиться увольнения в HBO — это встать на стол босса и помочиться на него.
  • на влезание в долги ради оплаты своего обучения. Я записывался на курсы каждое лето (тогда они были дешевле и короче) и брал 6 курсов в семестр. Однако на момент окончания обучения мой долг составлял $30–40 тыс.. Мне пришлось потратить 10 лет (и продать бизнес), но я вернул всё до цента.
  • на работу на старших курсах. Я работал почти по сорок часов в неделю, чтобы оплатить все свои расходы. Мои родители не потратили на меня ни копейки, ну, может, только когда я был на первом курсе. И даже в аспирантуре я получал стипендию и регулярные денежные пособия.

Все свои знания по литературе, философии, истории, искусству и другим предметам я получил в своё свободное время. После окончания аспирантуры я выполнял довольно простую работу в качестве программиста в университетском городке. Каждый день я часами проводил время за чтением книг, а потом ещё как минимум час или два в день сидел в университетской библиотеке, читая критику на книги, которые я только что изучил.

Это было основополагающей частью моего гуманитарного образования. Всё это было бесплатно и сослужило мне хорошую службу в будущем. Мало того, мне ещё и платили за это.

Если вы не можете читать книгу без того, чтобы жить в общежитии и платить $100–200 тыс. в год за честь находиться там, то, вероятнее всего, вам вообще не следует читать книги. Или же подождите, пока сами не познаете цену заработанного доллара, прежде чем потратить такую безумную сумму.

6. Родителей обводят вокруг пальца. Если у вас есть дети и вы хотите отправить их в вуз, то — чтобы подытожить сказанное — вот за что вы будете платить:

  • ваши дети будут заниматься сексом 1–5 раз в день с теми, кого вы, вероятно, не одобрили бы;
  • ваши дети будут пить, курить травку, возможно, попробуют ЛСД и другие наркотики ещё до вашего возвращения домой;
  • ваши дети будут списывать на большинстве экзаменов. Поступая в вуз в первый раз, я хотел стать психологом. Я прочитал все книги по психологии. Но на первом экзамене по «Основам психологии» я получил 2 балла и едва не вылетел из вуза. В то время как остальные две тысячи моих однокурсников взяли вопросы предыдущих экзаменов у старших курсов (преподаватель никогда не менял их). Мне же пришлось полностью отказаться от психологии как основного предмета. Папа сказал мне тогда: «Зачем тебе быть психологом? Девушки не будут тебя любить — ведь ты никогда не заработаешь денег, работая психологом». Я ответил: «Но тогда я не узнаю, нравлюсь ли я девушкам только из-за денег». Папа сказал: «Ты не будешь нравиться девушкам только потому, что у тебя есть деньги. Они будут любить тебя, потому что ТЫ ОДИН ИЗ ТЕХ ПАРНЕЙ, которые могут зарабатывать много денег».
  • ваши дети будут знакомиться с людьми похожих взглядов (которых интересуют наркотики, социализм, секс 24 часа в сутки (что не так уж и плохо), с людьми, списывающими на экзаменах, и с людьми, чьи богатые родители помогут вашим детям получить работу в банке Goldman Sachs);
  • ваши дети вмиг решат, что они умнее вас.
  • пока вы работаете 60 часов в неделю и оформляете кредиты, чтобы послать ваших детей в вуз, ваши дети будут дрыхнуть круглые сутки, гулять по выходным и наслаждаться блаженством ленной жизни ещё 4 года, пока реальная жизнь не пнёт их под зад.

7. Альтернативы. См. мой недавно опубликованный пост об альтернативах вузу.

И да, я помню, что заголовок этой статьи звучит как «Ещё 10 причин», а я написал только семь. Я не научился считать в университете. Но, может быть, вы поможете мне дописать оставшиеся три в комментариях? Я отлично провёл время в вузе. И, несмотря на то что я напряженно работал, мне удалось насладиться прекрасной природой вокруг города Итака и вообще жизнью вдалеке от дома. Я закончил обучение на год раньше и тем самым сэкономил на оплате. Чтобы всё это получилось, мне нужно было держать средний балл не ниже 3,0. Увы, в последний день учебы я понял, что мой средний балл составляет 2,999, и я не смогу получить диплом. Мне пришлось идти к своему преподавателю по Фортрану (о, ужас, Фортран!) и умолять его повысить мне оценку с «двух с плюсом» до «трех с минусом». К счастью, он согласился. И я получил свой диплом.

Оригинал: 10 More Reasons Why Parents Should Not Send Their Kids to College by James Altucher.

Комментариев нет :

Отправить комментарий