Яндекс.Метрика

28 августа 2011 г.

Don’t Send Your Kids to College (русский перевод)

Как ни странно, я перевел эту статью в одиночку. Сколько я ни спамил окружающих просьбой о помощи, всё закончилось личным общением с гуглом и мультитраном. Что ж, мир несовершенен :-)


Не посылайте своих детей в вуз

Не знаю как, но из меня получился плохой папа. На днях две мои дочки сообщили мне, что, когда придет время, они хотели бы поступить в вуз. «Ни в коем случае!» — сказал я, и они попытались поспорить со мной. Меня не беспокоит, о чём они болтают за моей спиной, но каким-то образом общество таки промыло им мозги, и теперь они думают, что университет — хороший выбор для молодых, умных, амбициозных ребят. Давайте-ка взглянем на основные факты о высшем образовании.

Средняя стоимость обучения равна приблизительно $16 тыс. Учтите также другие $10 тыс. за проживание, книги и т. п. $26 тыс. всего, или $104 тыс. за 4 года обучения. Некоторые предпочитают платить больше и поступают в частный колледж, другие платят чуть меньше и выбирают государственный вуз, но это средняя стоимость. И, кстати, с большим допущением, что обучение займет лишь 4 года. По данным Министерства образования, только 54% выпускников вузов учатся в пределах 6 лет. Так что для 46%, которые бросают учебу или учатся 10 лет, это ужасающее вложение денег. Но давайте предположим, что ваши дети относятся к первой бриллиантовой половине и закончат вуз в течение шести лет (будем надеяться, в течение четырех).

Оно того стоит? Для начала, давайте посмотрим на это чисто в денежной перспективе. В течение жизни, по словам College Board (организация-разработчик тестов для поступления в вузы — прим. перевод.), выпускник вуза способен заработать на $800 тыс. больше, чем его коллега, не кончавший вуз. $800 тыс. — большое расхождение и, теоретически, может отдалить богатых от бедных. Но кто богат, а кто беден?

Если бы эти $104 тыс. я решил положить на сберегательный счет под 5% годовых, то через 50 лет имел бы в сумме свыше $1,4 млн. На целых $600 тыс. больше. Эти $600 тыс. — большая надбавка, которой 18-летний обрадовался бы в старости. Кроме того, я считаю, что вышеупомянутые $800 тыс. — завышенная цифра. Сегодня наиболее мотивированные дети, у которых есть желание и возможности для поступления в университет, полагают, что это единственно возможный вариант, если они хотят устроиться на хорошую работу. Если те же дети не пойдут в вуз, я думаю, они быстро наверстают разрыв в $800 тыс.

Есть и другие факторы. Я не собираюсь тратить по $104 тыс. за ребенка, если мои дети (10 и 7 лет) вдруг решают поступать в университет. Плата за обучение всегда опережала в росте инфляцию. С 1978 года прожиточный минимум вырос в 3 раза. Медицина — к ужасу всех в Конгрессе — подорожала в 6 раз. Высшее образование же подскочило до ужасающих 10 раз. Это страшнее, чем мыльный пузырь на рынке недвижимости, чем пузырь фондового рынка, чем вообще любой пузырь, который вы можете себе представить.

Так откуда же у людей деньги на обучение в университетах? Ну, откуда у американского потребителя деньги на что-либо? Естественно, он берёт их в кредит. Средний студент сегодня заканчивает вуз с долгом в $23 тыс. (сравните с $13 тыс. 12 лет назад). В прошлом году заемы студентов составили $75 млрд, что на 25% больше, чем год назад. Если студент хочет получить научную степень, например, юридическую, он может увидеть, как его долговое бремя взлетит на $200 тыс. А легкая выдача кредитов убеждает университеты, что они могут поднять цены ещё.

Итак, что же тогда делать?

Одна идея: открыть бизнес. Вам не нужно быть предпринимателем, чтобы получить ценный опыт, оказывая услуги или покупая товары дёшево и продавая дорого. Один-два года нечто подобного станут серьезным обучением продажам, финансам и тому, как справляться со взлетами и падениями в любом бизнесе. А если вы теряете 500-страничные Инструкции по эксплуатации телевизора, купите Kindle и читайте в свободное время. Можете попутешествовать немного. Или поучиться рисованию. Всё это можно осуществить за небольшую цену, это даст вам огромный жизненный опыт и, возможно, позволит даже немного подзаработать.

Оригинал — Don't Send Your Kids to College by James Altucher.

Комментариев нет :

Отправить комментарий