Яндекс.Метрика

31 октября 2011 г.

The 100 Rules for Being an Entrepreneur (перевод на русский)

Продолжаем бомбить на translated.ru. На этот раз Тимофей забабахал перевод на 18865 символов с пробелами, что в пересчете на рубли составляет 3653 рубля (10,5 стр., 340 руб./стр.; ср. цена взята из экспресс-исследования от 22.05.2011), а в конце мы с Олей и Екатериной помогли провести вычитку. Наслаждаемся.



100 правил как быть предпринимателем

Если вы наберете в поисковике «предприниматель», то получите массу безумных штампов вроде «Мысли по-крупному!» Для меня быть «предпринимателем» не значит запускать новый Фейсбук или вообще начинать какой-либо бизнес. Это значит ставить перед собой сложные жизненные задачи и находить необычные способы их решения. И всё-таки здесь я сконцентрируюсь в основном на том, что делать, когда впервые создаешь свою фирму. Эти же правила действуют и для тех, кто старается проявить предприимчивость в крупной компании (что стоит делать всем наемным сотрудникам).

(Это — УГ)

Что касается меня, я начинал несколько дел. Как я уже писал ранее в блоге,  некоторые были успешными, некоторые — нет. Я вложил деньги в 13 компаний и консультировал около 50 других. По ходу дела я составил список правил, которые очень помогли мне как в предпринимательстве, так и в жизни вообще.

(Кстати, Клаудия считает, что мне не следует публиковать этот пост. Он станет главой книги, которую я намерен опубликовать в течение недели или около того. Она будет называться: «Как стать Самым счастливым человеком на свете». Но я все равно собираюсь опубликовать её в сети в свободном доступе, так что почему бы и нет? Кроме того, когда я начинаю писать что-либо, я не могу остановиться. Поэтому я должен выложить это здесь.)

А вот и сами правила:

1. Это совсем не весело. Я не собираюсь объяснять, почему. Это правила, не теории. Их не нужно доказывать. Есть большая вероятность того, что вы возненавидите себя, будучи предпринимателем. Убирайте подальше острые предметы и лекарства в тяжелые периоды. А они у вас будут. Если вы предприниматель и согласны со мной, скажите об этом в комментариях.

2. Старайтесь не нанимать людей. Вам придется брать на работу сотрудников, когда вы будете расширять свой бизнес. Но полезно задаваться вопросом: нужно ли вам кого-то нанимать?

3. Ищите покупателей. Этот совет кажется очевидным. Но это не так. Найдите покупателей до того, как начнете свое дело. (См. «Самый простой способ стать успешным предпринимателем».)

3.1. Читайте мой твиттер.

4. Если вы предлагаете услугу, назовите ее продуктом. Oracle сделал именно так. Ребята из этой компании заявили, что продают базы данных. Но если бы вы ее купили, они бы направили к вам команду консультантов, чтобы помочь установить базу в соответствии с вашими нуждами. Другими словами, в первые годы работы они говорили, что обладают продуктом, но фактически они были консалтинговой компанией. Запомните этот пример. Продукты ценятся гораздо выше услуг.

5. Облажаться — это нормально. Начните заново. Лучше до того, как у вас закончатся деньги. Лучше до того, как вы возьмете их взаймы. Или не думайте вообще о них. Найдите новые идеи. Начните заново.

6. Получайте прибыль. Лучше сразу. Это тоже кажется очевидным, но многие об этом забывают. Постарайтесь обойтись своими деньгами — чужие стоят дорого.

7. Если вы все-таки ищете деньги на стороне, помните: если это дается вам нелегко, значит ваша идея не способна привлекать деньги. Если легко, то берите как можно больше. Если ОЧЕНЬ легко, то продавайте свою компанию (конечно, если вы не Twitter и т. п.).

(если деньги идут слишком легко,
продавайте свою компанию)


8. То же самое касается продажи своего бизнеса. Если не получается сделать это легко, то развивайте его дальше. А потом продавайте. Чтобы совершить сделку, ищите потенциальных покупателей за год до срока. Шлите им ежемесячные отчеты о своих успехах. Когда они созреют купить бизнес вроде вашего, вы будете первым, кого они вспомнят.

9. Конкуренция — это хорошо. Она превращает вас в бойца. Она помогает адекватно судить о ваших успехах. Конкуренция показывает, чего вы стоите в сравнении с другими игроками на том же поле. Кроме того, ваши конкуренты — это потенциальные покупатели вашего бизнеса.

10. Не пользуйтесь услугами PR-агенства. Ну, разве что в качестве секретарши. Вы — сами себе пиарщик. Вы — брэнд вашего бизнеса. Лично вы.

11. Общайтесь со всеми: с сотрудниками, клиентами, инвесторами. Все время. Каждый день.

12. Делайте для ваших клиентов все возможное. Это очень важно. Находите для них вторую половинку. Выступайте на их благотворительных вечерах. Навещайте их родителей на День Благодарения. Помогайте им находить тех, кто удовлетворит их нужды. Даже знакомьте их со своими конкурентами, если вам кажется, что конкурент может помочь им или если вы думаете, что вас скоро собираются уволить. В первую очередь думайте: «Как сделать моего клиента счастливее?»

13. Ваши клиенты не фирмы. Это люди. Что сделает этого человека счастливым? Рассмешите его. Вы должны хотеть сделать его счастливым.

14. Не пропадайте из виду. Ходите на завтраки/обеды/ужины с клиентами. Угощайте их.

15. Знайте историю. Знайте как можно больше о ваших покупателях во всех отношениях: историю компании, людей, продвижения, инвестирования и так далее.

16. Контролируйте каждый шаг процесса разработки  программного обеспечения. Никто не знает ваш продукт так же хорошо, как вы сами. Если вы не технический специалист, изучите все тонкости спецификации вашего продукта, чтобы ваши программисты не смогли сказать: «Ну вы же этого не говорили!»


17. Не нанимайте удаленных работников. Вам нужно иметь возможность видеть и лично общаться с вашими программистами. Не отдавайте работу индусам. Я люблю Индию, но не буду нанимать индийских программистов, пока живу в США.


18. Спите. Не покупайтесь на сказку про 20-часовой рабочий день бизнесмена. Чтобы иметь ясную голову, вы должны спать 8 часов в сутки.

19. Занимайтесь спортом. По тем же причинам, что спите. Если вы нездоровы, то таким же будет и ваш продукт.

20. Будьте сильными. НЕ допускайте одновременных проблем и в личной жизни, и на работе. Венчурные капиталы учуют это издалека.

21. Молитесь. Вам стоит это делать. Будьте благодарны за то, что у вас есть. Вы это заслужили. Молитесь за успехи ваших клиентов. Молитесь даже за ваших конкурентов. Чем они лучше себя чувствуют, тем больше ваш рынок. И если один из них вырвется в лидеры, то сможет купить ваш бизнес.

22. Дарите подарки вашим сотрудникам. Отправляйте их на массаж, концерты и так далее. В свое время я любил думать, что в конце каждого рабочего дня мои молодые работницы-лесбиянки (по некоторым причинам большинство сотрудниц моей первой компании было лесбиянками) звонят своим родителям, и их мамы и папы спрашивают: «Привет, дорогая! Как прошел твой день?» И я хотел бы, чтобы они отвечали: «Он был самым лучшим!» Приглашайте клиентов на день массажа.




23. Относитесь к вашим подчиненным, как к своим детям. Им нужны рамки. Иногда им нужно говорить твердое «нет!». А иногда надо бить им морды (шучу, шучу). Но пусть они делают, как им нравится, в пределах разумного.

24. Не жадничайте, назначая цену вашим продуктам. Если он будет хорош, а цена будет низкой, то люди станут его покупать. Потом уже вы можете продавать обновления, будущие продукты и услуги дороже. Это правило пересекается со следующим правилом.

25. Дистрибуция — это всё. Брендинг — это всё. Распространяйте свою марку повсюду, чего бы это ни стоило. Конечно, лучшее продвижение — из уст в уста. Поэтому первоначальная цена значит так мало.


25.1. Читайте мой твиттер.


26. Не доводите себя до самоубийства. Оно того не стоит. Вы нужны вашим сотрудникам. Вы нужны вашим детям или будущим детям. Кажется странным затрагивать этот вопрос, когда мы говорим о предпринимательстве, но ведь речь идет о реальном предпринимательстве. Большая часть книг или «правил для предпринимателей» рассказывает о том, что надо «мыслить по-крупному», «следовать за своей мечтой». Но часто эти мечты превращаются в кошмар. Я повторюсь: не доводите себя до самоубийства. Обратитесь ко мне, если дела пойдут совсем плохо. Или, что более важно, убедитесь, что принимаете нужные лекарства.

27. Укажите своим работникам путь по карьерной лестнице. Пусть каждый сотрудник знает, как достичь успеха. Рано или поздно все они или уйдут от вас, или, в конце концов, займут ваше место. И это нормально. Дайте им путеводитель, который покажет, как это может произойти. Расскажите, как можно разбогатеть, работая на вас.

28. Увольняйте сотрудников моментально. Если работника поразила «болезнь», значит его нужно уволить. Болезнь — это когда он все время просит больше денег, или когда рассказывает про вас гадости за спиной, или строит заговоры против вас. Увольняйте таких сразу. Эту болезнь никак не вылечишь, и она очень заразна. Никакого милосердия. Укажите работнику на дверь. Второго шанса не будет, от этой заразы нет лекарства.

29. Подружитесь со своим арендодателем. Если вам однажды придется продать компанию, хотите верьте, хотите нет, вам понадобится его подпись (потому что после вас это место арендует кто-нибудь другой).

30. Переезжайте в новый офис только в том случае, если в старом уже негде ходить, а сотрудники сидят друг на друге.

31. Устраивайте отвязные вечеринки. Но только на личные деньги, не на деньги компании. Приглашайте сотрудников, клиентов, инвесторов. Не так уж плохо вне работы позвать моделей или проституток.

32. Если сотрудник приходит к вам в слезах, закройте дверь или выйдите с ним (ней) вообще из здания. Сядьте рядом и дождитесь, пока он(а) не успокоится. Выслушайте, в чем дело. Если кого-то довели до слез, то где-то в компании есть большая проблема с общением. Узнайте, где она, и исправьте её. Не злитесь на виновников. Просто устраните проблему.


(вы же не хотите, чтобы ваши
сотрудники грустили)


33. На Рождество жертвуйте деньги на все благотворительные вечера, которые любят ваши клиенты. Сотрудников и инвесторов же это не должно касаться.

34. Обедайте с вашими конкурентами. Слушайте и старайтесь меньше говорить. Один мой конкурент, Билл Маркел из компании «InterActive8», однажды рассказал мне историю о том, как генеральный директор «Toys R Us» перезвонил ему. Он рассказывал мне ее, потому что я никогда не перезванивал ему сам. Хорошо, Билл, урок усвоен.

35. Спрашивайте больше советов. Просите ваших клиентов рассказать про то, как начать работать с другими отделами их компаний. Они вам помогут. Почему? Ответ в следующем правиле.

36. Нанимайте своих клиентов. Или не нанимайте. Но всегда оставляйте такую возможность. Пусть она всегда витает в воздухе между вами. Ваши клиенты могут разбогатеть с вами. Может быть. Есть такой шанс. Если будут хорошо себя вести. Играйте с ними.

37. При любой демонстрации продукта или его доставке делайте клиенту какой-нибудь неожиданный сюрприз. Всегда прикладывайте всякие финтифлюшки, за которые он не платил.

38. Берите в расчет изменения, которые происходят в мире. Где текут рекламные деньги и можете ли вы попасть в этот поток? Какие услуги нужны стареющим беби-бумерам? В мире кончается чистая вода? Выживут ли газеты? И так далее. Читайте каждый день, чтобы понимать, что происходит.

39. Не ходите слишком много на всякие собрания и «встречи предпринимателей». Работайте, пока они встречаются.

40. Вдобавок к предыдущему: не слушайте ворчунов и пессимистов, которые оккупировали телевизор, пытаясь всем доказать, что мир катится в пропасть. Они просто хотят вас напугать и заграбастать все деньги.

41. У вас больше нет свободного времени. В свободное время вы думаете над новыми идеями для ваших клиентов, над новыми услугами, новыми продуктами.

42. У вас больше нет свободного времени — часть вторая. В свободное время думайте о потенциальных клиентах. А затем пишите им письма по электронной почте: «У меня есть для вас 10 идей. И я хотел бы рассказать вам о них. Думаю, вы будете в восторге. Вот пять из них.»

42.1. Плевать на депрессии с рецессиями. В экономике крутятся 15 триллионов долларов. Часть из них — ваша.



43. Говорите. Рассказывайте о том, чем занимается ваша компания, всем подряд. Ваши друзья помогут найти вам клиентов.

44. Всегда берите с собой кого-нибудь на встречу. Вы не в состоянии взглянуть на ситуацию под другим углом: у вас мало свободного времени. Так пусть ваши сотрудники занимаются этим. Пусть они узнают обстановку получше. Вдобавок, всем нравится проводить время рядом с боссом. Вы станете наставником.

45. Если вы клиентоориентированны, то помните: ваши покупатели — это ваша реклама. Всегда думайте над новыми услугами для ваших потребителей. Каждый новый сервис должен сделать их жизнь лучше. Жизнь станет лучше, если: они станут здоровее, богаче или будут чаще заниматься сексом. Кстати, «здоровее» можно трактовать очень широко.

46. Если ваши покупатели — ваши рекламные агенты, то ищите для них спонсорские возможности, которые приведут в их руки еще больше покупателей. Это самая прибыльная реклама (см. правило выше). Рядовые рекламные кампании — плохая бизнес-модель. Спонсорство гораздо лучше. Так вы общаетесь со своим покупателем.

47. Никаких препятствий. Чем труднее клиенту совершить покупку, тем меньше у вас будет покупателей. Никаких подтверждающих писем, форм регистрации и т. п. Чем проще, тем лучше.

48. Никаких препятствий, часть вторая. Если вы делаете веб-сайт, то размещайте как можно больше контента на главной странице. Вам не нужно, чтобы людям приходилось идти на вторую или третью страницы, если можно обойтись без этого. Насыщайте первую страницу содержанием. Вы не гугл. (См. также «10 необычных вещей о гугле, которых вы не знали».)


49. Никаких препятствий, часть третья. Пользуйтесь любой возможностью оказаться с человеком, который принимает главные решения. И пусть это даже стоит денег.

50. Начните продавать вашу компанию за два года до того, как это произойдет. Наведывайтесь к потенциальным покупателям вашего бизнеса и каждый месяц рассказывайте им о ваших успехах. Регулярно спрашивайте их совета под видом обычного обсуждения новостей индустрии.

51. Если вы продаете свой бизнес за акции, то продавайте эти акции как можно скорее. Если вы продаете свою компанию за акции, это значит, что:

а) рынок таков, что многие компании продаются за акции;

б) КРОМЕ ТОГО, те компании, что покупают другие бизнесы за акции, ценят свои ценные бумаги меньше реальных денег;

в) ЧТО ЗНАЧИТ, что рано или поздно ВСЕ поголовно будут продавать акции. Так что будьте первым.

52. Идеи ничего не стоят. Если у вас есть идея, которая кажется вам стоящей, просто воплотите ее в жизнь. Вы можете сделать сайт за копейки. Наймите программиста и сделайте демо-версию. Найдите хотя бы одного человека, который начнет пользоваться вашим продуктом. Если вы хотите делать страницы для сантехников на фейсбуке, то найдите хотя бы одного сантехника, который даст вам десять баксов за такую страницу. Просто сделайте это.


53. Не пользуйтесь услугами PR-агентства, часть вторая. Запустите блог. Рассказывайте ваши личные истории (см. «33 совета, как стать хорошим писателем»). Покажите покупателям, что вы настоящий человек, с которым можно пообщаться и у которого есть четкое видение, почему они нуждаются в ваших услугах. Станьте голосом вашей индустрии, адвокатом ваших продуктов. Если вы делаете косметику по уходу за кожей, ежедневно рассказывайте своим покупателям, как можно стать красивее, чем сейчас, и получить больше секса, чем есть сейчас. Блог — это ваш путь к успеху в пиаре. Покажите, что вы обычный человек, из плоти и крови. Будьте честными.

54. Не спасайте мир. Если ваш продукт слишком хорош, чтобы быть правдой, то вы — лжец.

54.1. Ваш бизнес всегда продается.



55. Выпишите ваш первый чек. Я смотрю на свой прямо сейчас.

56. У вас больше нет свободного времени — часть третья. Выберите любого покупателя и придумайте для него пять идей, которые не связаны с вашим бизнесом. Потом позвоните ему и скажите: «Я тут думал о вас. Как вам такое предложение?»

57. Никаких сделок по перепродаже. Никому не нужно перепродавать ваши услуги. Все это плохие сделки.

58. Не стоит знакомиться с другими клиентами вашего юриста или бухгалтера. Всё это только пустая трата времени.

59. Празднуйте любой успех. Ваши работники нуждаются в этом. А также им нужен массаж. Устраивайте сеансы массажа каждую пятницу. Никто не уходит с такой работы.

60. Продайте свой первый бизнес. Не пытайтесь выгадать чего-нибудь особенного. Вам не нужно быть Марком Цукербергом. Продайте первую фирму как можно быстрее. Теперь у вас есть деньги в банке и зарубка на прикладе. Сделайте миллиард на новом бизнесе.

61. Сначала платите сотрудникам, а потом себе.

62. Делитесь прибылью ради того, чтобы получить первого клиента. Если у вас пока нет ни продукта, ни денег, то дайте долю партнеру, который будет готов стать первым покупателем. Важно: не раздавайте доли компании налево и направо. Если вы делаете продукт для кого-то, кто просил о нем, то не давайте ему долю в бизнесе. Продайте ему продукт. Но если вам нужен крупный партнер для дистрибуции, чьи ресурсы могут дать вам хороший толчок, то стоит отдать часть компании.

63. Не беспокойтесь о том, что кто-то крадет ваши идеи. Они всё равно ничего не стоят. Украсть что-то бесплатное — это нормально.


63.1. Читайте мой твиттер.


Вопросы от читателей


Вопрос: вы пишете про отсутствие свободного времени, а потом про спорт, личную жизнь и все остальное. Как всем этим заниматься, если я постоянно думаю о своих настоящих и будущих клиентах?

Ответ: это не так просто, иначе все были бы богатыми.

Вопрос: если я сильно переживаю, заплатят ли мне клиенты, как мне уснуть ночью?


Ответ: снотворное поможет.


Вопрос: как мне достучаться до холодных клиентов?

Ответ: пишите им письма. Напишите 40 разным людям. Пусть ответит хотя бы один из них. Отправляйте 40 писем каждый день, но удостоверьтесь, что у вас есть что им предложить.

Вопрос: как мне найти дешевых программистов или дизайнеров?

Ответ: если вы никого не знаете и не хотите платить много, то ищите на scriptlance.com, elance.com, craigslist. Но не нанимайте их, если они из другой страны. Вам нужно общаться, пусть даже это стоит лишних денег.

Вопрос: стоит ли брать программистов на оклад?


Ответ: сперва... фриланс. Потом нанимайте.


Вопрос: что если я сделаю свой продукт, но не найду покупателей?

Ответ: разрабатывайте продукт на базе того, что уже у вас есть, а потом предлагайте его клиентам. Я надеюсь, вы не начали делать что-то, не поговорив сначала с потенциальными покупателями?

Вопрос: у меня есть самая крутая идея на свете, но, чтобы ее реализовать, нужна масса людей, которые сразу начнут пользоваться сервисом. Типа как твиттер.

Ответ: если вы не варитесь в тусовке Силиконовой долины, то найдите свой рынок и предложите что-то за распространение. У Цукерберга был Гарвард. У MySpace были фанаты всех местных музыкальных групп, у которых были страницы на MySpace. Я воспользовался Thestreet.com, когда запускал Stockpickr.com. А когда я начинал первый полноценный бизнес, у меня было десять заплативших клиентов.

Вопрос: я только что потерял самого крупного клиента, и теперь мне надо уволить людей. Я никогда этого не делал. Как мне быть?


Ответ: соберите совещание. Будьте добрым. Приведите факты. Скажите, что вынуждены их отпустить и что все от этого пострадают, но вы хотите сохранить отношения, потому что они были отличными сотрудниками. Работать с ними было честью для вас, и, когда бизнес встанет на ноги, вы надеетесь снова увидеть их у себя. Потом спросите, есть ли у них вопросы. На кону ваша репутация и репутация вашей компании. Вы хотите быть хорошим парнем. Но в то же время вы хотите, чтобы все разошлись в течение 15 минут. Это окончательное решение, а не переговоры. Кстати, это одна из причин, почему лучше начинать с фрилансеров.

Вопрос: у меня есть грандиозная идея. Как привлечь венчурных инвесторов?

Ответ: сделайте продукт, найдите покупателей, получите от них деньги. Найдите еще больше покупателей. Расширьте линейку продуктов. Привлеките венчурных инвесторов. Если всё сделаете именно так, скорее, венчурные фонды сами вам позвонят.

Вопрос: я хочу построить бизнес на дневной торговле ценными бумагами.

Ответ: плохая идея.

Вопрос: я хочу начать бизнес, но не знаю, какой именно.

Ответ: переходите к статье «Как стать САМЫМ СЧАСТЛИВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ НА ПЛАНЕТЕ». Следуйте Ежедневной практике. Спустя шесть месяцев ваша жизнь кардинально изменится.

Вопрос: я хочу уволиться со своей работы, но очень боюсь.

Ответ: то же, что и по предыдущему вопросу. Ежедневная практика превратит вас в отличный генератор идей. Вдобавок, на вас со всех сторон повалится удача.


Последнее правило: жизнь меняется каждый день. Заголовок этого поста, к примеру, «100 правил». Но я написал около 70 (если включить ответы на вопросы). Мир вокруг всё время меняется. Будьте к этому готовы каждый день. Всё просто: ежедневно пытайтесь понять, как вы можете немного встряхнуть привычный ход дел и улучшить свой бизнес.

Дальше в блоге вы найдете примеры, идеи, правила и всё такое. В сумме это дает гораздо больше 100 правил. Многие из правил выше повторяются в других статьях, но этот пост используйте как шпаргалку. Если вы придумаете еще что-нибудь, пишите комментарии. Я опробую всё и вставлю в выходящую скоро книгу.


Оригинал: The 100 Rules for Being an Entrepreneur by James Altucher.

2 комментария :

  1. Название всё же: «100 советов КАК БЫТЬ предпринимателем». Это не советы ГОТОВОМУ предпринимателю.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен, спасибо. И за ссылки тоже спасибо, не зря старались!

    ОтветитьУдалить